Главная » Статьи » Разное |
Для начала было бы хорошо прочитать книгу Б.Успенского "Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского", чтобы вы понимали, о чём пойдёт речь, ибо я считаю, что сведения, которые я здесь привожу, продолжают указанную работу. Вкратце, кто такие миколиты? Это христиане (как никонианцы, так и старообрядцы), которые под именем св. Николая Мирликийского почитают Велеса. Конечно, не так, как в сантерии, а по-своему... Скорее даже в их обрядности просто остались черты поклонения Велесу. Так вот, моя покойная бабушка Лида была миколиткой. Слова "миколит" она не употребляла, но во всём была с ними схожа, к тому же и родом была из Смоленска - города, который входит в ареал распространения миколитства. Вообщем-то и учёные не употребляют такого слова, рассеивая миколитские воззрения в массе "народного христианства", но я всё же склонен выделать сие в отдельное направление, т.к. всё, для этого необходимое, наличествует. И поскольку моя бабушка была миколиткой, я считаю, что изложение её религиозного мировоззрения могло бы углубить понимание миколитства. Ниже я излагаю оное в кратких тезисах. 1. Бог это Христос, другого бога нет. 2. Слово "бог" во множественном числе непонятно. Ангелы и языческие боги - это святые. 3. Языческие боги - это святые древние, которые совсем давно были. Тех святых забыли и перестали почитать, нехорошо поступили. 4. В рай обычному человеку попасть нельзя, грехи не пускают. 5. Когда обычный человек умирает, его встречают умершие родственники. 6. Монахи это такие сгорбленные, нищие, отбросы общества, плохо быть монахом. 7. С колдунами и ведьмами надо ругаться, надо их обзывать постоянно, тогда они ничего плохого не смогут сделать. 8. У каждой деревни есть свой святой, и его праздник считается в деревне "своим", "нашим". У деревни Селешня свой святой - Николай Угодник, и его праздник - главный. При жизни бабушки я с ней не всегда ладил и почти не общался на такие темы, поэтому тут написано мало и большей частью всё это услышано мною из её разговоров с другими людьми. Сейчас, конечно, я бы её расспросил подробней, но, увы... Относительно 7-го пункта... Это утверждение не такое уж глупое, если принять во внимание, что оно родственно чешскому поверью о том, что если ругаться на нечистых духов, то так удастся их изгнать. Здесь же нечистью стали наши собратья по ремеслу - ну, собственно, персоны как раз недалёкие от духов... Когда я вспоминаю то, что бабушка говорила про святых, мне всегда почему-то приходит на ум образ богослужебной книги или тетрадки с молитвами, где в обращениях написано "св. Перун" и т.п. Мне кажется, что у некоторых старых миколитов вполне могли быть такие. Подтверждения сему я обнаружил гораздо позже и совершенно случайно, но об этом я здесь не буду говорить, это тема для 3-го тома "Поведи черт и резов". | |
Просмотров: 969 | |
Всего комментариев: 0 | |